В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают требование: учебная нагрузка должна включать в себя 50 и более процентов самостоятельной работы студента. Отмечу и следующее — пока университеты Европы имеют довольно разные схемы кредитных систем. Подобная ситуация и у нас. Во многих университетах Украины введены собственные схемы оценивания достижений студента: модульно-рейтинговая, рейтинговая и т.п. Однако привязки к ЕСТS, как правило, нет. Наша задача — в ближайшее время наработать адекватные общеевропейским принципы построения учебного процесса. Это, в частности, будет стимулировать обновление содержания обучения, большую ответственность студента и преподавателя за результаты общего, я бы сказал — партнерского труда. С этой целью министерство признало возможным начать эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы. О своем желании взять в нем участие уже заявили около пятидесяти университетов. Рабочая группа, созданная распоряжениями по министерству, наработала необходимые нормативные документы для обеспечения проведения эксперимента и соответствующий приказ.
Однако не только техническая и содержательная составляющие этой работы будут определять успешность проведения эксперимента. Самое главное — достичь понимания необходимости его проведения среди вузовской общественности. Именно психологическая неготовность, а в отдельных случаях и нежелание ломать стереотипы и обременять себя дополнительным трудом, по свидетельству отдельных ректоров, были существенными преградами в процессе обновления схемы организации учебного процесса в их университетах.
Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента станут основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели — создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей на территории Европы.
Эксперты отмечают, что для достижения конечной цели Болонского процесса — построения единого пространства образования — недостаточно формального внедрения его принципов. Нужны прозрачные и понятные всем методологии контроля качества образования. Обязательным считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования, в первую очередь называют лицензирование или аккредитацию. В Украине такие процедуры введены давно, они постоянно совершенствуются. На каждом заседании Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) рассматриваются критерии оценки готовности учебного заведения предоставлять качественные образовательные услуги и результаты экспертизы конкретных заведений. Хотя в последнее время требовательность экспертизы существенным образом возросла (ГАК только на протяжении последних четырех месяцев приняла решения о прекращении деятельности около 25 обособленных подразделений университетов), однако проблема ее качества остается довольно острой.
Полагаю, развитие международного сотрудничества в рамках Болонского процесса позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки. А это главное. Ведь в послании съезду высших учебных заведений в Саламанце определяющие задачи Болонского процесса формулируются следующим образом: качество — краеугольный камень подготовки; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку труда; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентоспособности европейской системы образования.
В 2005 году национальные системы гарантии качества должны включать:
— определение ответственности органов и учебных заведений;
— оценку программ заведений, включающую внутренний контроль, внешнюю проверку, участие студентов и публикацию результатов;
— систему аккредитации, сертификации или подобные процедуры;
— международное участие, сотрудничество и создание союзов, занимающихся проверкой качества.
На европейском уровне министры договорились о разработке согласованных стандартов, процедур и рекомендаций по вопросам гарантии качества, а также по внедрению системы равноправного рассмотрения и аккредитации агентств или занимающихся этим органов.
Перечисленное можно рассматривать как определенную программу наших действий по усовершенствованию имеющихся в Украине систем внутреннего (ректорский контроль) и внешнего (Государственная инспекция, экспертные советы ГАК) контроля.
Более предметно мы должны заняться привлечением студенчества к конструктивному участию в реализации принципов Болонской конвенции в целом и к контролю за качеством образования в частности. Для этого недавно заключен специальный Договор о сотрудничестве между Министерством образования и науки и Украинской ассоциацией студенческого самоуправления. Ведь активное участие органов студенческого самоуправления в реализации задач Болонского процесса — один из его приоритетов.
МОН обеспокоено тем, что в последнее время руководители некоторых высших учебных заведений, расширяя объемы подготовки студентов, не принимают адекватные меры по обеспечению достойных условий проживания и обучения молодежи. К сожалению, проверки засвидетельствовали, что, несмотря на министерские письма и предостережения, условия проживания в студенческих общежитиях многих вузов практически не улучшились, а в отдельных случаях даже ухудшились, например за счет сдачи значительных площадей в аренду. Министерство в нынешнем году издало приказ, запрещающий сдавать в аренду площади в общежитиях, и обязало учебные заведения расторгнуть такие соглашения. Это несоответствие европейским нормам следует срочно устранить, и министерство будет принимать все меры, опираясь и на конструктивную помощь органов студенческого самоуправления. Мы должны также ускорить разработку закона о системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Василий КРЕМЕНЬ
(министр образования и науки Украины,
академик НАН Украины, президент АПН Украины)