Процессы европейской интеграции охватывают все больше сфер жизнедеятельности. Не стало исключением и образование, особенно высшая школа. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, все настойчивее работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.
На научно-практическом семинаре, проведенном МОН 21—22 ноября с.г. на базе Национального технического университета «Львовская политехника», были наработаны следующие шаги по введению модульно-кредитной системы оценивания знаний студентов, совместимой с системой (ЕСТS), принятой в Европе. Более широко рассматривалась проблема роли и места Украины в создании в Европе единого образовательного пространства на международном научно-практическом семинаре, организованном Министерством образования и науки совместно с Департаментом по вопросам высшего образования и науки Генерального директората ІV Совета Европы. На семинар прибыла группа экспертов Совета Европы во главе с директором департамента, а также представителем группы поддержки Болонского процесса. Участники семинара отметили высокий уровень готовности Украины и ее стремление присоединиться к этому процессу, определились с основными задачами и проблемными вопросами. Все это и побудило меня поделиться своими мыслями об участии Украины в Болонском процессе, поскольку именно это направление работы было и остается приоритетным.
Следует отметить, что попытки придать высшей школе общеевропейский характер фактически предпринимались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференции министров образования 1971 и 1976 годов, в Маастрихтском договоре 1992 года. Следующие годы характеризовались внедрением разнообразных программ под эгидой ЕС, Совета Европы, которые содействовали наработке общих подходов к решению транснациональных проблем высшего образования. Это прежде всего программы приведения национального законодательства в сфере образования к нормам, наработанным странами Европы, расширение доступа к высшему образованию и повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда, создание системы обучения в течение всей жизни и многомерные задачи по сближению образовательных программ и систем, решавшиеся в рамках многочисленных программ TEMPUS/TACIS.
Наконец, в 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию Европы. Эту конвенцию подписали 43 страны (Украина в том числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации.
Уже через год четыре страны — Франция, Италия, Великобритания и Германия — подписали Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание открытого европейского пространства высшего образования, которое, по мнению авторов, должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Не анализируя некоторые ее отличия от тезисов Болонской декларации, можно утверждать: в основных своих идеях оба документа похожи. Это — двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS) и т.п. Однако особенно следует выделить два тезиса Сорбонской декларации: международное признание бакалавра как уровня высшего образования с предоставлением ему права продолжать учебу по программам магистра и соблюдение положений Лиссабонского соглашения. Первый был довольно революционным для большинства стран Старого Света (отмечу, Украина сделала шаг в этом направлении еще в 1993 году). А важность второго тезиса для нашего государства в том, что все подписанты потенциально становятся и участниками Болонского процесса, начатого 29 странами Европы в 1999 году.
Именно таким образом постепенно реализовывались интеграционные процессы в сфере высшего образования европейских стран. Украина — активный участник этих процессов. Приведу несколько примеров: законы Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», Национальная доктрина развития образования, подписанная Президентом Украины, прошли экспертизу Совета Европы. К нам приезжали специальные комиссии экспертов, которые непосредственно в наших университетах и колледжах знакомились с практикой внедрения задекларированных законодательством норм. Отрадно, что их вывод был положительным.
За период с 1993-го по 2003 год высшие учебные заведения Украины вместе с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS. Это дало возможность ввести общие учебные программы, новые принципы управления вузами, подготовить современные учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании.
Если сравнить все это с задекларированными в г. Болонье принципами, то нетрудно прийти к выводу: избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам. Хотя необходимо провести еще довольно значительную работу.
Высказываются разные предложения по усовершенствованию схемы построения ступенчатого высшего образования. Мы в министерстве с пониманием их воспринимаем и поддерживаем эксперименты наших университетов. В качестве примера назову интересную схему Национального аграрного университета, органично объединяющую в себе принципы нашей и американской структур высшего образования. Проектирование образовательных структур и введение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и Украины, — процесс чрезвычайно сложный. Новации должны восприниматься не только просвещенской общественностью. Главное — чтобы их понимали и воспринимали те, кто учится, и те, кто предоставляет работу. Именно поэтому принципы Болонской декларации решено полностью внедрить в 2010 году, а 2005-й определен как промежуточный этап мониторинга сделанного.